40 лет назад чемпион вытащил из воды 46 человек
В 1976-м Шаварш должен был отправиться на чемпионат мира в Ганновер, но накануне заболел и на отборочных соревнованиях показал нелучший результат. Тренеры советской сборной решили отправить вместо него другого. Говорят, ключевую роль тогда сыграли слова председателя ЦК ДОСААФ, который публично изумился: «Как мог в безводной Армении вырасти спортсмен-подводник?»
23-летний Шаварш вернулся домой и снова приступил к тренировкам - чтобы доказать, что он по-прежнему лучший. Утром 16 сентября он пробежал вокруг Ереванского водохранилища свои привычные 20 километров с 25-килограммовым рюкзаком за плечами. Вместе с Шаваршем бежал его брат Камо, тоже входивший в сборную СССР по подводному плаванию. Мимо по песчаной дамбе прогромыхал троллейбус № 15. А потом вдруг на полной скорости сорвался вниз и начал погружаться в воду. Все 92 пассажира мгновенно оказались в железной могиле. Шаварш с братом ринулись к месту падения, срывая на ходу одежду.
- Вы даже не подумали, что туда опасно нырять? - спрашиваю его.
- Я же не любитель, а пловец мирового класса. О себе думать не было времени. Думал лишь о тех, кто оказался под водой.
Троллейбус упал на дно носом под углом в 20 градусов. На поверхности торчали только концы железных «рогов». В хвосте салона образовалась воздушная подушка, благодаря которой люди могли некоторое время дышать. Это и спасло многим жизнь. То, что Шаварш оказался рядом, было чудом: медики потом признали, что столько раз нырять в холодную воду (температура воды была 13 градусов) и раз за разом вытаскивать людей мог только чемпион.
СПРАВКА «КП» Шаварш КАРАПЕТЯН
Родился в армянском городе Ванадзор 19 мая 1953 года. В 1964 году с семьей переехал в Ереван, где окончил 8 классов школы и автомеханический техникум. В 1975 - 1976 годах проходил военную службу.
Советский спортсмен в дисциплине «подводное плавание», 11-кратный рекордсмен мира, 17-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Европы, семикратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта СССР (1982). Почетный президент российской Ассоциации подводного плавания. Награжден орденом «Знак Почета». Его именем назван астероид 3027 - Shavarsh.
«Не могу простить себе подушку»
- На какую глубину ныряли?- От 6 до 10 метров. Ситуацию осложняла нулевая видимость: вода грязная, мутная, троллейбус, упав, поднял ил.
- 10 метров - глубоко: пока проплывешь, сколько времени пройдет!- Я не плавал - нырял солдатиком. Хватал человека и отталкивался вверх от крыши кузова, это две-три секунды. Когда первый раз ушел под воду, нащупал троллейбус. Самым сложным было выбить у него заднее стекло. Нащупал нижнюю перекладину лестницы, ведущей на крышу, ухватился за нее руками и ударом ноги разбил окно. Обожгла боль. Стеклом, конечно, поранился, но тогда об этом не думал - понимал, что времени мало. Нырял раз за разом. На поверхности на лодке сидел мой брат, он принимал у меня людей. Сделаю пять раз вдох-выдох и снова ухожу на глубину.
К месту пришли спасательные катера, лодки. Мой тренер работал в спасательной службе, он откачивал людей прямо на лодках. «Скорые» примчались. Больница была рядом, туда доставляли людей без сознания. Кого-то откачали в больнице, кто-то так и не пришел в себя. Так что не я один спасал, нас было много. Потом я узнал, что мой отец сразу же приехал. Он видел меня, всего окровавленного, когда я выныривал, и, дыша в такт, мысленно погружался со мной каждый раз. Переживал...
Вытащенный троллейбус Škoda 9Tr
Из Ереванского водохранилища троллейбус вытащили краном. Чтобы подцепить крюк, Шаваршу пришлось снова нырять на глубину.
- Почему другие не стали нырять, когда подоспела помощь?
- На место привезли акваланги для ныряния. Но они оказались пустые, без воздуха. Если бы у меня тогда был баллон, я бы по четыре-пять человек мог вытаскивать из троллейбуса цепочкой...
- Вы и так спасли 20 человек...
- На самом деле я вытащил из воды 46 человек. Из них 20 откачали медики. Но были и такие спасенные, которые не попали в официальные сводки. Просто они сразу ушли с места ЧП.
Все продолжалось где-то 20 минут. Когда я вытаскивал последних, мне сказали: все, они мертвые. Дальше не надо, там не осталось никого в живых. И через 45 минут после падения троллейбус краном подняли на берег.
- Под конец вы тоже потеряли сознание?
- Отключился, когда не стало хватать кислорода. Один раз я вытащил из-под воды подушку от сиденья троллейбуса - я был в пограничном состоянии и не почувствовал, что это не человек. Потом эта подушка мне снилась - мог ведь спасти еще одну жизнь!
«Просто я оказался ближе всех»
- Ваша жизнь - череда геройских поступков. За два года до затонувшего троллейбуса вы спасли 30 человек из неуправляемого автобуса...
- Да, было такое. В 1974 году мы ехали со спортивной базы в Ереван. Водитель вышел проверить мотор, а автобус вдруг тронулся и покатился вниз. Я локтем разбил стекло в кабине водителя, дотянулся до руля и направил машину в сторону горы. Если бы этого не сделал, автобус рухнул бы в ущелье. Просто был ближе всех.
- А в 1985 году был пожар в Спортивно-концертном комплексе в Ереване. Вы бросились в огонь...
- Людей там не было. Здание спас от пожара. Это было самое красивое сооружение в городе. Тогда я взял брандспойт и прополз через огонь. Пожарные меня обливали водой, чтобы я не сгорел. Я проскочил полосу огня и оказался в середине, где не горело. И это было труднее, чем тогда под водой! Но я сделал то, что надо было, - потушил изнутри очаг возгорания. И мы спасли здание. А я потом месяц лежал в больнице.
- А еще кого-нибудь вы спасали на воде?
- По одному тонущему несколько раз вытаскивал. В бассейне, на пляже... С десяток случаев могу припомнить - но они единичные, не так, чтобы сразу 20 - 30 человек спасти.
«Был в спорте королем, а стал офицером»
Шаварша увезли в реанимацию. Он потерял много крови, все тело было изрезано стеклом, самый серьезный, глубокий порез - на ноге. Начался сепсис (заражение крови) и двустороннее воспаление легких. Врачи боролись за его жизнь, пловец провел в больнице 45 дней. Из нее чемпион вышел с травмами, которые ставили крест на его блестящей спортивной карьере. После воспаления в легких образовались спайки, из-за которых было трудно дышать, душили приступы кашля.
- Врачи запрещали мне возвращаться в спорт, - рассказывает Карапетян. - Но я тренировался. Потихонечку набирал форму. И еще четыре года после той истории оставался в сборной СССР. В 1977 году стал чемпионом Европы и установил свой одиннадцатый мировой рекорд. Но я понимал, что силы уже не те. Я был в спорте королем, а стал офицером. Из спорта я ушел в 80-х. Вовремя уйти тоже важно.
Шаварш Владимирович Карапетян - 63 года, вице-президент Федерации подводного плавания Российской Федерации, заслуженный мастер спорта СССР. 11‑кратный рекордсмен мира, 17‑кратный чемпион мира, 13‑кратный чемпион Европы, семикратный чемпион СССР. Ордена "Знак почета", медаль "За спасение утопающих, "За отвагу" (Армения) и орден "Fair Play" ЮНЕСКО....
О том, кто их вернул с того света, пассажиры троллейбуса узнали только через шесть лет после трагедии. О подвиге Карапетяна не говорили и не писали: считалось, что люди выжили благодаря «слаженной работе спасателей».
- Сразу же после той аварии о ней хотели напечатать в какой-то газете, но статью не пропустили, - говорит Шаварш Карапетян. - В СССР троллейбусы не должны были падать в воду!
В 1982 году мы познакомились с корреспондентом «Комсомольской правды» Сергеем Лесковым. Я приехал из Еревана в Москву на чемпионат Европы. В бассейне старший тренер сборной СССР познакомил нас, а когда я отошел, рассказал Лескову мою историю. Журналист попросился в командировку в Ереван, собрал материал и написал о той трагедии. Вот тогда, после статьи в «Комсомолке», спасенные люди меня нашли. Мне было приятно видеть их живыми и здоровыми.
- Говорят, даже жена узнала о вашем подвиге только из «Комсомолки»?
- Да, именно так.
- Неужели вы ей ничего не рассказывали?!
- Как-то не дошел до этого, не рассказывал... Она прочитала и была поражена.
- Причины аварии установили?
- Официально считалось, что колесо троллейбуса зацепилось за бордюр. Но выжившие рассказывали, что на самом деле один пассажир хотел заставить водителя высадить его в неположенном месте и устроил ссору. Водитель отвлекся... Оба, кстати, погибли.
По словам Карапетяна, он бросился за упавшим троллейбусом еще и потому, что когда-то сам испытал, каково это - тонуть.
- Я знал, какая мучительная смерть их ждет. Как-то на первенстве соцстран я с аквалангом проплыл 800 метров, и у меня в баллоне закончился воздух, - вспоминает спортсмен. - Оставалось еще 75 метров. Я доплыл, но потерял сознание. Из воды меня вытащили другие...
Из чемпионов – в сапожники
- Как сложилась ваша жизнь после спорта?
- Недолгое время занимался тренерской работой. Потом настали тяжелые времена: начало 90-х, безденежье. Родились дети. Я переехал в Москву, начал работать. Первое время чинил обувь, потом начал ее делать. Открыл сапожную мастерскую, но с обувным бизнесом пришлось распрощаться: конкуренция вытеснила. Сейчас у меня есть свое небольшое дело (несколько торговых точек. - Ред.). Открыл благотворительный фонд помощи спортсменам-инвалидам - тем, кто потерял здоровье из-за травм в спорте. Меня часто приглашают на разные мероприятия - выступить в университете перед студентами, стать почетным гостем чемпионата, кинофестиваля и так далее. Я откликаюсь на приглашения.
Моя главная радость - дети и внуки. Сын Тигран сейчас студент, ему 19 лет. При этом он пловец, разрядник, участвует в соревнованиях, чемпионатах. Одна дочь работает в банке, вторая — тележурналист.
И Брежнев не помог...
- За спасение десятков людей из ушедшего под воду троллейбуса вас так и не наградили?
- Нет. Журналисты в советские годы даже Брежневу писали, но ничего не вышло.
Публицист «Комсомольской правды» Геннадий Бочаров вспоминал: «Что я только не делал, чтобы Шаваршу дали Героя! Коллективные письма с заводов, с атомоходов, отовсюду. Обещали, что его сделают министром спорта. А вместо этого его назначили директором юношеской школы. Генеральный директор ЮНЕСКО в Париже вручил Шаваршу специальный наградной знак. Потом об этом подвиге было даже сказано с трибуны ООН. Я в третий раз прилетел в Ереван и разговаривал с первым секретарем ЦК партии Армении. Опять обещали... И в этот момент наконец-то Шаваршу дают орден «Знак Почета».
- Вам обидно, что не стали официальным героем?
- Нет. Лучшая награда для меня - спасенные жизни. По сей день меня узнают, подходят, обнимают, фотографируют, на праздники поздравляют, руку жмут. А недавно я про тот случай со спасением рэп услышал! Хип-хоп-исполнитель Сивил записал композицию под названием «Шаварш». Говорю родным: «Я уже и в рэп попал!»
Герой мог бы безбедно жить где-нибудь в Калифорнии
«КП» нашла автора самой первой статьи о Шаварше Карапетяне - Сергея Лескова
Сергей Лесков сделал хорошую творческую карьеру: он автор нескольких книг, а также школьного учебника по инновациям. Сегодня работает обозревателем Общественного телевидения.
- Сергей Леонидович, именно вы первым написали про Шаварша Карапетяна...
- Да, это так. Мало того, в «Комсомольской правде» вышла моя книжка о Шаварше. Он же совершил серию подвигов, и я их описывал в статьях. А потом собрал эти очерки в книгу. Если в те годы в Ереване случалось какое-то несчастье, то там оказывался и Шаварш. Он стал уже такой эпической фигурой.
Шаварш несет Олимпийский огонь в Сочи.
- Вы узнали про подвиг Карапетяна случайно?- Нет, я искал подобные истории. В редакции «Комсомолки» решили рассказывать о том, как спортсмены используют свои способности на пользу людям. Отправной точкой моих поисков послужило одно происшествие. Четырехкратный олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов догнал и задержал вооруженного грабителя. В «Комсомольской правде» мы задались вопросом: Тихонов - это исключение или нет? И стали искать подобных ему людей.
Когда в 1982 году в Москве проходил чемпионат по подводному плаванию, я ходил по трибунам и спрашивал у тренеров: знают ли они о героических поступках спортсменов в реальной жизни? Один вспомнил, что в Ереване несколько лет назад пловец вытаскивал людей из троллейбуса, упавшего в воду. Об этом случае знали лишь в узком кругу тренеров-подводников. Меня подвели к этому пловцу. Сначала Шаварш из скромности стал отнекиваться, мол, дело прошлое. Но я был настойчив и поехал к нему в Ереван. Познакомился с его семьей. Запомнилось, что отец Шаварша за те 45 минут, что шла спасательная операция по подъему людей из воды, поседел - так сильно переживал.
В Ереване я ходил по отделениям милиции, искал адреса спасенных. Потом ходил по домам, выспрашивал подробности.
Шаварш 10 лет выступал за сборную СССР по подводному плаванию.
- Как реагировали спасенные люди, когда вы им говорили, что их всех вытащил с глубины один человек?
- Они, конечно, про Шаварша не знали ничего. Он же их поднимал и нырял опять. Не все шли на контакт, некоторые не хотели ворошить прошлое.
- Помните, какую реакцию вызвала ваша статья?
- Это стало событием национального масштаба. После статьи о Шаварше заговорили, он стал героем. Ездил по всему миру, его везде приглашали. Он бы мог остаться и безбедно жить где-нибудь в Калифорнии, где большая армянская диаспора, но он этого не сделал. А до моей статьи он был никому не известен. Подводное плавание - неолимпийский вид спорта. При всех своих заслугах и медалях Шаварш жил как простой человек.
- Вас как-то отметили в редакции за этот материал?
- Я тогда в «Комсомольской правде» работал недолго, всего год, наверное. Но премию за эту статью мне дали - рублей 20, кажется. И я тогда был признан лучшим корреспондентом года в «КП». Даже помню, что мне тогда подарили - турку для варки кофе. В то время было все достаточно скромно. Но все равно я был очень горд.
http://www.kp.ru/best/msk/kara...