Крестом и мечом. Победа над смутой
День 4 ноября 1612 года стал поворотным в истории России. Страна, раздираемая великой смутой, смогла собраться, явить духовное единство и изгнать интервентов.
В этот день 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божией Матери и пообещал построить храм в память этой победы. 8 ноября (26 октября по старому стилю) командование гарнизона польских интервентов подписало капитуляцию. В 1649-м указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году) был объявлен государственным праздником, который праздновался до 1917-го.
Темный период смуты — время великого разорения и великой печали. Существование русского царства под угрозой. Род Рюриковичей прервался. Польские, шведские, литовские интервенты захватили страну, раздираемую изнутри междоусобицами. Разграблялись храмы, города и села. Властей на местах, способных бороться с нахлынувшими бедами, почти не осталось. Изо всех щелей полезли самозванцы, претендующие на русский престол. Страну наводнили шайки разбойников. Численность населения катастрофически сокращалась. Государство, перешагнув за край, устремилось в пропасть. Угрюмое смятение охватило народ.
В такой отчаянной ситуации в Нижнем Новгороде по призыву земского старосты Кузьмы Минина и началось формирование ополчения, руководителем которого стал князь Дмитрий Пожарский. Опираясь на поддержку оставшегося к тому времени народа, ополчение пошло на Москву. Задачи были такие: освобождение Москвы от интервентов, отказ от признания на русском престоле государей иностранного происхождения, создание нового русского правительства. Основные силы ополчения были сформированы в городах и уездах Поволжья. Вместе с русскими в него вошли марийцы, чуваши, мордва, коми и другие народы Поволжья и Севера. Наряду с посадскими и крестьянами в его составе были представители мелкого и среднего служилого дворянства.
Ранним утром 22 августа ополченцы и поляки вступили в затяжной бой. Гетман был отброшен за Москву-реку с нанесением большого урона. Попытка осажденного гарнизона произвести вылазку из Кремля к Чертольским воротам, в тыл ополчения, также закончилась неудачей.
Главные силы ополчения переместились к югу и встали по берегу Москвы-реки. Польский стан был расположен сначала у Поклонной горы, а затем у Донского монастыря.
На рассвете 24 августа начался решающий бой. Ходкевич сделал последнюю попытку прорваться в Кремль. Передовой отряд польского войска должен был пробить путь арьергарду с обозом. Навстречу неприятелю выступила русская конница, которая в течение нескольких часов сдерживала его натиск. Тогда гетман ввел в бой все свои силы и потеснил конницу; поляки начали обстреливать ров, где засели стрельцы. Под натиском неприятеля последние были вынуждены отступить. Захват укреплений Земляного вала был несомненным успехом Ходкевича. Это позволило ему ввести в город 400 повозок с продовольствием для осажденных. Но казаки Трубецкого, стоявшие за рекой у Никитской церкви, соединившись с ополчением Пожарского, заняли укрепление у Климентовской церкви, захватили обоз и перебили защитников острожка (среди них венгров погибло 700 человек).
Вечером Козьма Минин, взяв с собой Хмелевского с тремя сотнями дворян, переправился через Москву-реку и остановился против Крымского двора, где находились две роты неприятеля. Удар Минина пришелся им во фланг, и те, не дожидаясь столкновения, пустились в бегство в сторону польского стана. Сминая друг друга, роты внесли смятение в ряды других частей. Затаившаяся русская пехота также перешла в контрнаступление. Казаки, стоявшие на противоположном берегу, переправились через реку и поддержали своих. Этой демонстрации силы оказалось достаточно, чтобы поляки оставили не только укрепления Земляного вала, но и свой стан, бросив обозы с шатрами, знаменами и всякими припасами. Гетман отступил к Донскому монастырю и Воробьевым горам, а поутру принял решение о немедленном возвращении в Литву.
Таким образом, в сражении 22—24 августа войска гетмана Ходкевича, пытавшиеся извне прорваться в Кремль, были разгромлены и понесли тяжелые потери. Участники народного ополчения проявляли в сражении массовый героизм, а их руководители — высокое полководческое мастерство и личную храбрость. Эта победа предрешила судьбу вражеских гарнизонов в Кремле и Китай-городе, которые капитулировали 22—26 октября 1612 года. Москва была освобождена и предотвращена угроза польского порабощения.
В ноябре 1612 года руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. В феврале 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Романова.
Оба праздника, которые мы отмечаем 4 октября, День народного единства и день Казанской иконы Божией Матери, установлены в честь великой победы нашего народа не только над внешним вмешательством в его жизнь, но и над внутренним разделением, над смутой. И эти внутренние раздоры, междоусобицы, бесчинства в любой момент, как и четыре века назад, могут ввергнуть страну в смуту и довести ее до внешней интервенции.
У писателя Леонида Андреева есть фраза-напоминание:
Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти.
Дополнительные метки: Москва, Польша, Россия.
Для читателей нашего блога: рекомендации и ЧаВО.
Комментариев нет:
Отправить комментарий