«К мореплаванью готовясь в одиночку, Из пелёнок паруса вырезал»
Русскому народному барду В.С. Высоцкому – 80
В это трудно, невозможно поверить – но Владимиру Высоцкому было бы уже 80!
Поэт, певец, актер, гражданин – наш национальный герой, один из самых значимых сыновей России ХХ века, кумир, которого россияне ставят в один ряд с Юрием Гагариным (по итогам опроса ВЦИОМ, сделанного в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке кумиров ХХ века – после Юрия Гагарина) и Валерием Харламовым.
Он ушел из жизни молодым сорокадвухлетним мужчиной, но этих десятилетий как бы без него для народной памяти будто бы и не было. Да, ведь Высоцкий – все сразу: и поэт, и композитор, и исполнитель, и актер… Чьи же гены породили такой талант, который нельзя подогнать ни под одно определение?
«Вы откуда? Отвечайте нам — и точка!
Не могли же вы свалиться с небес?!»
По отцу Владимир Высоцкий – еврей, по матери – русский. О двух ветвях его родословной рассказывается в книге двоюродной сестры поэта профессиональной писательницы Ирэны Высоцкой «Мой брат – Высоцкий. У истоков». К сожалению, найти эту книгу непросто – она издана на деньги автора и ее друзей и вышла тиражом всего в 500 экземпляров: сестра Высоцкого человек небогатый… Но есть и другие источники.
«В дни, когда все устои уродские
Превращались под силою в прах,
В Риме жили евреи Высоцкие,
Неизвестные в высших кругах…»
Это стихотворение поэт не закончил – и пояснил причину в шутливой приписке: «Стихотворение не закончено, т.к. автор впал в антисемитизм, а дальнейшие сведения о Высоцких погребены в толще веков».
Исследователи полагают, что род Высоцких происходит из местечка Селец Пружанского уезда Гродненской губернии. Ныне это – Брестская область Беларуси. Возможно, сама фамилия – Высоцкие – связана с названием города Высокое Брестской области.
Прадедом известного русского поэта по отцовской линии был Шлиом (Шлёма) Высоцкий, преподаватель русского языка, имевший также профессию мастера-стеклодува. Его жену звали Хаша(Хася)-Фейга Лейбовна Бульковштейн.
У Шлиома Высоцкого было четверо детей: Мария, Исаак, Лион (Лейбиш) и Вольф. Лион – видный инженер-химик, основатель Киевского завода «Химэфир». Незаурядной личностью был и его брат Вольф – родной дед Владимира Высоцкого.
Вольф Высоцкий по окончании Коммерческого института
Владимир Семенович (Вольф Шлиомович) Высоцкий (1889–1962) родился в Киеве, позже переехал в Москву. По свидетельству его современников, он отличался глубокой интеллигентностью, беспокойным характером и страстью к обучению. Окончил Люблинское коммерческое училище, киевское отделение Одесского коммерческого института (одновременно с Исааком Бабелем), юридический факультет Киевского университета. В годы НЭПа организовал кустарную мастерскую по производству театрального грима и адвокатскую контору. Кроме того, дед Высоцкого интересовался живописью, даже писал монографию на эту тему. Его называли «аристократом духа, человеком необыкновенной порядочности, фундаментальности в делах». Говорят, что Вольф Высоцкий слыл в Киеве одним из самых красивых мужчин.
Театр и литература были её страстью
Володя с бабушкой Дарьей Алексеевной
Бабушкой Высоцкого была первая жена Вольфа, в девичестве Дора Бронштейн. Впрочем, в разные годы жизни ее звали по-разному: Дебора, Иродиада, Ирина, Дарья Алексеевна. Сама родом из Житомира, бабушка жила в Киеве, имела среднее медицинское образование (акушерские курсы), работала косметологом. Позже она стала носить фамилию второго мужа – Семененко, приняла православие. Её отцом, то есть вторым прадедом поэта, был Овсей-Гешель Хаим-Мордкович Бронштейн – мещанин Волынской губернии, иудей по вероисповеданию. Он окончил полный курс Житомирского еврейского учительского института.
По воспоминаниям двоюродной сестры Владимира Семеновича Ирэны, «бабушка принадлежала к прекрасной «породе» вечно молодых людей. Очень добрая, весёлая... очень остроумная. Одной фразой она могла так передать суть человека, что подобной образной характеристике позавидовал бы любой сатирический журнал. Это, наверное, от неё у всех Высоцких – страсть к хохмачеству, умение заряжать сам воздух доброй шуткой... Театр и литература были её страстью...».
У Вольфа и Доры Высоцких было двое детей. Старший – отец поэта Семён Высоцкий (1916–1997), кадровый военный. Он учился в 67-й киевской школе, в 1931-м году поступил в Политехникум связи, но уже через год переехал в Москву. Там продолжил образование, стал офицером и в 1937-м женился на переводчице Нине Максимовне Серегиной. Играл ей на рояле, пел Вертинского…
Алексей Высоцкий (1919–1977) был моложе брата на три года. Он окончил артиллерийское училище и факультет журналистики МГУ. В начале Великой Отечественной женился на Александре Таран (1923–2008), кубанской красавице-казачке, военном фельдшере, служившей с ним в одной части. Оба брата, а также жена Алексея – участники войны. Отец Владимира Высоцкого ушел на фронт в сорок первом и закончил войну в Праге. Семён Высоцкий – участник обороны Москвы, освобождения Донбасса, Львова, Лодзи, взятия Берлина, освобождения Праги. Заслужил свыше двадцати наград – орденов и медалей Советского Союза и Чехословакии.
Но, пожалуй, на творчестве и формировании личности Владимира Высоцкого сказалось влияние не столько отца, сколько дяди. Тот был более прямым и независимым в суждениях. Алексей Высоцкий начинал войну командиром огневого взвода, закончил начальником штаба 124-ой гаубичной артиллерийской бригады большой мощности 20-й артиллерийской дивизии РГК. Орудия бригады вели огонь по рейхстагу. В мирное время дядя поэта был известен как мастер военного очерка, работал в документальном кино.
Непростая судьба дяди поэта – Алексея Владимировича Высоцкого
Алексей Владимирович встретил на войне свою любовь – дочь кубанского казака Александру Таран. Она была направлена фельдшером в его воинскую часть. Майор Алексей Высоцкий и Шура поженились в Керчи. В одном из тяжёлых боёв от их подразделения осталось всего 117 человек, в их числе Алексей и его жена. Но он был тяжело ранен в голову, а она получила пять пулевых ран – в голову, грудь, живот. У неё также была раздроблена кисть руки. Они оказались в разных госпиталях. Когда Алексей выздоровел, он нашёл имя Александры в списке погибших, но она осталась в живых. Её доставили в госпиталь, уже когда начались осложнения – перитонит и гангрена, врачам пришлось ампутировать руку.
После выздоровления Александра написала свёкру, спрашивая, жив ли Алексей. Письмо она подписала девичьей фамилией, не желая никого обременять, будучи инвалидом. Письмо это попало в руки Семёна, который служил в Москве при Генштабе, и он немедленно отправил брату шифрованное послание о том, что его жена жива. Алексей тотчас выехал по указанному адресу в Ростов и нашёл Александру в очереди за продуктами, в одежде с чужого плеча. Она указала мужу на пустой рукав: «И только?!» – воскликнул он. Больше они не расставались. Она вернулась на фронт и прошла вместе с мужем до Берлина.
Песня Владимира Семёновича «И когда наши девушки сменят шинели на платьица» посвящена жене его дяди Алексея Александре Высоцкой – «тёте Шуре»…
Именно в лаборатории «дяди Лёши», в Доме техники Министерства речного флота РСФСР, Владимиром Высоцким были сделаны первые профессиональные записи его песен.
«Много во мне маминого»
Рассуждая о своем творчестве, Высоцкий писал: «Мне кажется, что у моих песен очень русские корни, и по-настоящему они могут быть понятны только русскому человеку».
Дед и бабушка Высоцкого. Все отмечали: Владимир очень похож на своего деда
Откуда эти русские корни? Мать Высоцкого, Нина Максимовна СЕРЕГИНА, – из рода русских крестьян. Ее отец Максим Иванович Серёгин – уроженец села Огарёво Огарёвско-Теплинской волости Богородицкого уезда Тульской губернии. В 14 лет он перебрался в Москву, где поначалу прислуживал в трактирах и ресторациях, а позже работал швейцаром.
Нина Максимовна вспоминает: «Я родилась 23 марта 1912 года в Москве, меня крестили в церкви Всех Святых, что возле теперешней станции метро «Сокол». Моими крёстными восприемниками стали Иван Родионович Калинин (петербуржец) и Наталья Андреевна Туманова из Подмосковья».
В семье Серегиных росли пятеро детей – сестры Надежда, Раиса, Нина и два брата – Володя и Сергей. Мама Евдокия Андреевна Серёгина (в девичестве Синотова, 1888 года рождения) была домохозяйкой.
Нина Серегина работала в Бюро транскрипции при Главном управлении геодезии и картографии НКВД СССР, переводчиком с немецкого языка. Семен Высоцкий был другом ее родного брата Володи. Поначалу молодожены уехали в Новосибирск. Но работы для Нины там не нашлось, и они вернулись в столицу. О рождении сына Нина Максимовна вспоминала: «Появление на свет моего первенца предполагалось 12 января 1938 года, но родился он почти на две недели позже, 25 января. В роддом меня провожал мой муж Семён, ему шёл тогда 22-й год, я была на четыре года старше. Сын родился в 9:40 утра. Такая радость!»
Одно из ранних фото поэта
Сам Владимир Семенович писал: «Много во мне маминого». Маленького Володю мать брала с собой на работу, где он спал на большом столе. Позже дед Высоцкого по отцу, который работал на заводе «Новый мыловар» инженером-экономистом, устроил внука в детский сад. Но началась война, и он отправил трехлетнего внука и невестку в эвакуацию – в село Воронцовка под городом Бузулуком Оренбургской области. О тех временах у мамы Высоцкого есть забавное воспоминание. В эвакуации Володя ходил в детский сад, и она видела сына редко. «И вот во время одной из наших встреч, – рассказывала она, – он спрашивает меня: «Мама, а что такое счастье?» Я удивилась, конечно, такому взрослому вопросу, но, как могла, объяснила ему. Спустя некоторое время он мне радостно сообщает: «Мамочка, сегодня у нас было счастье!» – «Какое же?» – «Манная каша без комочков!»
Именно здесь, в эвакуации, в доме молодой учительницы, Высоцкий первый раз прикоснулся к гитаре.
И еще более непростая судьба другого дяди – Сергея Максимовича Серёгина
Самой заметной фигурой в семье Серегиных был родной брат Нины Максимовны Сергей (она моложе его на восемь лет). Сергей Серегин стал военным летчиком. Окончил военно-теоретическую школу ВВС, Первую военную школу лётчиков им. Мясникова в Севастополе. В июле 1926 г. был назначен в 22-ю разведывательную эскадрилью 2-й авиабригады в г. Витебск Белорусского военного округа на должность младшего лётчика.
В детстве Сергей был крещен, а в годы службы вступил в ВКП(б). Он был высоким, плотным, белозубо-чернобровым гигантом. В двери родного дома Сергей проходил, только пригнувшись. Ростом в 187 см, он иногда постукивал себя по груди и гордо громыхал: «90 килограммчиков!». Нина Максимовна вспоминала: «Сергей, весельчак и хохотун, знал столько смешных историй и рассказывал их при любом удобном случае. Ехали как-то в трамвае, разговаривали, и тут незнакомая попутчица обратилась к нам: «Я вот гадаю: кто вы друг другу? Супруги? Не нахожу. Просто знакомые? Нет. Что-то в вас общее, одинаковое, близкое. Скорее всего, вы брат с сестрой! Верно?» А мы и вправду были очень похожи».
Семья Серёгиных
Лётчик-инструктор Сергей Серёгин готовил к учебно-курсовым занятиям недавно поступившие на вооружение школы новые тяжёлые бомбардировщики типа «ТБ-1». В конце 1928 г. в Оренбург была перебазирована Ленинградская высшая школа лётчиков-наблюдателей, и объединенной Оренбургской школе присвоили наименование Третья военная школа лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К.Е. Ворошилова. Образовался мощный учебный комбинат, готовивший кадры для ВВС. С 1933 по 1934 годы здесь были произведены два дополнительных выпуска девушек-пилотов, принятых по комсомольскому спецнабору в 1931 и 1932 годах. Среди выпускниц, в подготовке которых непосредственно участвовал С. Серёгин, была воспитанница Воронежского аэроклуба Екатерина Зеленко – первая и единственная в истории мировой авиации женщина, совершившая воздушный таран.
Родители Владимира Высоцкого
Вся семья гордилась Сергеем и его профессией. Хотя он был мастером на все руки — умел и мебель перетягивать, и плотничать, и книги переплетать. Служебный рост Сергея Серегина продолжался. В феврале 1937 года он был назначен командиром 29-й скоростной бомбардировочной авиационной эскадрильи. Ему присвоили очередное звание майора – две «шпалы» в петлицах.
Но… судьба переменчива. Во время одного из учебных бомбометаний часть бомб не разорвалась. Их нашли дети, погибли три мальчика. После этого случилось четыре аварии с потерей самолетов, хотя и без жертв… Серегин попал в «черный список».
В марте 1938 года комэск Сергей Серегин был арестован. На допросах его жестоко пытали, выбивая сведения, порочащие наркома обороны С.К. Тимошенко и других военачальников. Ломали об арестованного летчика стулья, жгли калёными прутьями, повредили ноги…
Серегин был осужден по статье 7-35 УК РСФСР как лицо, совершившее общественно опасные действия, и получил 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Но в это время в воздухе запахло войной... 5-го марта 1941 г. в связи с нехваткой авиаспециалистов Серегина неожиданно освободили, вручив предписание о направлении в г. Ульяновск. Вернулся он совсем другим человеком, во сне кричал: «Зачем вы калечите советских лётчиков!?».
После освобождения дядя Высоцкого был уволен в запас и получил работу старшего нормировщика в военных авиационных мастерских г. Ульяновска. Позже работал контрольным мастером, начальником механического цеха, старшим мастером самолётного цеха. Великолепно зная материальную часть самолётов У-2, УТ-2, УТН-4, И-16, И-15, он изучил новый самолёт ИЛ-2. С 26 июля 1943 г. его перевели на завод № 280 г. Ульяновска в качестве лётчика.
Проба голоса
О своем дяде Владимир Высоцкий знал с детства. Когда они с матерью ехали в эвакуацию и из окна поезда увидели верблюдов, он спросил Нину Максимовну: «Мамочка, а они такие же большие, как дядя Серёжа-лётчик?». Как известно, о летчиках Высоцкий писал много. Есть у него «Песня летчика». Возможно, ее слова навеяны воспоминаниями о дяде Сергее:
«Их восемь – нас двое. Расклад перед боем
Не наш, но мы будем играть!
Сережа! Держись, нам не светит с тобою,
Но козыри надо равнять…»
Жизнь после войны
После войны, в 1947 году, Семён и Нина развелись, и Володя переехал к отцу. Тот женился вторым браком на армянке Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой. У юного Владимира с ней сложились самые тёплые отношения, он даже называл её «мама Женя», а впоследствии крестился в армянской апостольской церкви.
С 1947 по 1949 годы Семён Владимирович Высоцкий служил в Германии, в городке Эберсвальде. Там Володя научился играть на пианино и кататься на велосипеде. Известно несколько случаев, когда он бил немцам стёкла, а как-то раз взорвал найденную в лесу гранату. Но со сверстниками дружил, дарил им свои игрушки, и даже подарил одному из них свой велосипед. Отцу он объяснил это так: «Ты, папа, у меня живой, а его отца убили фашисты. Пусть покатается».
По возвращении они поселились в том самом Большом Каретном переулке. На вопрос журналиста «Московского Комсомольца» Л. Колодного, что за «чёрный пистолет» имел в виду в своей песне Владимир, его отец ответил:
– Обыкновенный мой трофейный «вальтер» с залитым свинцом стволом. Володя его конечно же обнаружил и играл им до тех пор, пока Евгения Степановна не разобрала пистолет на части и не выбросила...
И ещё одно воспоминание Семёна Владимировича:
– И в Эберсвальде, и на Большом Каретном к нам в дом часто приходили военные, мои фронтовые друзья. Я богатый человек – есть у меня друзья, с некоторыми из них встречаюсь по пятьдесят и более лет. В молодости они были молодые лейтенанты, теперь – генералы. А для сына всю жизнь они оставались «дядя Саша», «дядя Лёша». Он мог часами слушать их воспоминания.
– Я тебе завидую белой завистью, – говорил Володя. – У тебя друзья не меняются.
Ряд своих знаменитых песен Владимир Высоцкий посвятил боевым друзьям отца и его брата Алексея. Одна из них, «Песня о погибшем друге», – о лётчике Николае Скоморохове: он один, в свои всего 20 лет, уничтожил «бриллиантовую двойку» – самолёты «Люфтваффе», которые вели асы, награждённые лично фюрером бриллиантовыми крестами. Впоследствии Высоцкие и Скомороховы дружили семьями.
Владимира Семеновича называют кумиром ХХ века. Но и у у него самого тоже был кумир, и только один: Александр Сергеевич Пушкин. Марина Влади писала: «Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, – это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь, – это книги Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть, – это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь, – это Музей Пушкина. Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы, – это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, – это маска Пушкина. Твоя последняя роль – Дон Гуан в «Каменном госте». Ты говоришь, что Пушкин один вмещает в себе всё русское Возрождение».
Про каждого из членов семьи Высоцких можно было бы написать целую книгу. На Владимира Семёновича очень повлияли жизнь и близкое общение с такими людьми, как его близкие и их друзья, он взрослел, пропуская через себя всю боль и тяготы отцовского поколения, – и воплотил их в своих песнях.
Источники: http://www.1sn.ru/55105.html
http://russian7.ru/post/kem-byl-otec-vladimira-vysockogo