суббота, 9 апреля 2016 г.

6 апреля исполняется 75 лет с того дня, как на Королевство Югославию обрушилась военная мощь гитлеровского фашизма

«Лучше в гробы, чем в рабы»

«Лучше в гробы, чем в рабы»


Так получилось, что в последнее время балканская тема все время на слуху – 10-летие со дня гибели Слободана Милошевича, годовщина начала натовских бомбардировок 1999 года, сразу два резонансных приговора сербам в Гаагском трибунале… Но сегодня хотелось бы поговорить о событиях в Югославии, которые происходили в другое время, задолго до драмы противостояния Белграда и НАТО.

6 апреля исполняется 75 лет с того дня, как на Королевство Югославию обрушилась военная мощь гитлеровского фашизма. Тогда, в 1941-м году, фашистские победители расчленили побежденную страну. (То же самое сделал в наше время и «цивилизованный» Запад!)

Страны одна за другой падали к ногам гитлеровской Германии и ее союзников. Фашисты действовали где прямым захватом, где организацией переворотов, а кого-то просто склоняли к сотрудничеству под воздействием страха. Югославия же попыталась сохранить нейтралитет. Но…

Прямому нападению на эту страну предшествовало «предложение, от которого невозможно отказаться» - присоединиться к Тройственному пакту, в который входили Германия, Италия и Япония.

Правительство во главе с Драгишей Цветковичем вынуждено было признать – сил сопротивляться нет, армия слишком слаба. Опереться же на народ это правительство по определению не могло – ранее оно задавило левые силы, отменило 8-часовой рабочий день и другие социальные гарантии для простых людей. И оно заняло капитулянтскую позицию – 25 марта подписало фашистский договор о присоединении к Тройственному пакту. Одним из тех, кто активно проталкивал это решение, был военный министр Милан Недич.

Это событие вызвало самое настоящее народное восстание. Сразу же после объявления о присоединении к фашисткой коалиции на улицы Белграда вышло множество людей. Они скандировали: «Боље рат него Пакт!», «Боље гроб него роб!» («Лучше сразиться, чем с Пактом смириться», «Лучше в гробы, чем в рабы»).

На следующий день, 26 марта, демонстрации охватили и другие города Королевства Югославии – Любляну, Крагуевац, Лесковац, Чачак. В столице же граждане в гневе разнесли здание немецкого информбюро. Горели нацистские флаги.

27 марта народное восстание частично победило. К протестующим присоединились военные, которые свергли Цветковича. На его место назначили генерала Душана Симовича.

Королю Югославии Петру II на тот момент было 17 лет, и от его имени правил регент Павел, который вел политику соглашательства с фашистами. После народного восстания и поддержки протестующих военными - Павла убрали от власти, а короля провозгласили совершеннолетним, и он получил возможность управлять государством сам (хотя и воспользовался этой возможностью весьма недолго).

Конечно, нельзя говорить о полной победе восставшего народа – у власти сохранялся все тот же монархический режим, который не мог быть народным по-настоящему. Удалось избавиться лишь от самых одиозных фигур, чьи имена были связаны с присоединением к позорному Пакту. Однако народ воспринял случившееся с большим энтузиазмом, как это обычно и бывает в случае, когда удается добиться хотя бы частичных успехов.

Симович не мог и не хотел резко рвать отношений с Германией и демонстративно выходить из Пакта (для этого нужно было изрядное мужество). Но он и не горел энтузиазмом выполнять подписанное соглашение. Однако самое главное – он начал сотрудничать с Советским Союзом. 5 апреля между СССР и Югославией в Москве был подписан договор о взаимопомощи. Были контакты нового югославского правительства и с Британией.

Однако Гитлер уже вовсю готовил карательную операцию против не вставшего перед ним на колени югославского народа. И на следующий день после подписания договора с Советским Союзом, ранним утром 6 апреля, началась прямая агрессия. Вместе с Германией в карательном походе участвовали Италия и Венгрия.

Одновременно с этим началась и атака на Грецию, так как ранее фашистская Италия уже попыталась захватить эту страну, но безуспешно. Гитлер же решил поддержать итальянского союзника, начав общее наступление на Балканы.

Вторжение велось с территорий Румынии, Болгарии, Австрии, Албании. Главным врагом гитлеровских сил были объявлены сербы, в то время как хорваты, македонцы и боснийцы не рассматривались в нацистской пропаганде как противники. Их склоняли к предательству и, к сожалению, многих удалось сагитировать... Особенно – верхушку. Хорватия объявила об отделении от Югославии, и ее националисты - усташи - стали вернейшими союзниками фашистов.

Спустя полвека, начиная с 1991 года, главными противниками сил, ополчившихся на Югославию, снова станут сербы, в то время как остальным народам будет дано множество сладких обещаний… И вновь появятся неоусташи, и боснийцы вновь будут резать сербское население… И вновь силы будут неравны, как и в 1941 году…

Гитлеровцы и их союзники двинули на Югославию, а также на Грецию, более 80 дивизий, две тысячи танков и примерно столько же самолетов. У Югославии и Греции не было танковых подразделений, а самолеты были сильно устаревшими, да и тех в пять раз меньше.

Начались варварские бомбардировки Белграда и других городов. Фашистские самолеты разрушали аэродромы, мосты, железные дороги, узлы связи и другие объекты инфраструктуры (то же самое потом будут делать и НАТОвцы). Югославская авиация сумела сбить несколько самолетов агрессора, но была полностью разгромлена.

12 апреля фашисты приблизились к югославской столице. Гауптштурмфюрер СС Фриц Клингенберг поставил грозный ультиматум: в случае, если Белград откажется сдаться, он лично через 20 минут вызовет самолеты, которые сотрут город с лица земли. (О, да, - сплошные параллели с тем, что затем предпримут НАТОвцы!)

Белград был сдан. Король Петр II и члены нового правительства, сформированного после народного восстания, бежали – сперва в Грецию, затем – в Египет, а после перебрались в Британию. После 11 дней войны – 17 апреля – Югославия подписала полную капитуляцию.

После этого Сербию возглавил уже упомянутый Милан Недич, вознагражденный таким образом за активную прогерманскую позицию. Черногория была отдана Италии, Косово – отошло к Албании, а Хорватия во главе с усташом Анте Павеличем получила территорию Боснии и Герцеговины. Воеводина досталась Венгрии.

К настоящему времени разве что Воеводина остается в составе Сербии, да из Боснии и Герцеговины не получилось изгнать сербов – 49% территории принадлежит Республике Сербской. А в остальном – страну точно так же расчленили, фактически по тем же границам, что и фашисты. И маленькие ослабленные республики продолжают свое грустное превращение в полуколонии. В Косово создано бандитское псевдонезависимое государство…

Да и чему удивляться? Если посмотреть на главных виновников развала Югославии в 90-е годы – Алию Изетбеговича и Франьо Туджмана – за первым числится сотрудничество с гитлеровцами в рамках организации «Молодые мусульмане», а второй уже после войны стал активно проповедовать хорватскую националистическую усташескую идеологию.

Возвращаясь к 1941 году… 15 апреля 1941 года Коммунистическая партия Югославии объявила о начале активной борьбы с фашизмом. Именно коммунисты, вместе с СССР, и победили фашистских оккупантов. Кстати, 6 апреля – еще одна годовщина, связанная с той войной: в 1945 году в этот день был освобожден город Сараево.

Как бы потом ни складывались отношения между СССР и Югославией, а все же страна в течение полувека прожила относительно благополучно, пока новые фашисты – США и НАТО – не начали вновь рвать ее на кровавые куски…

Было ли народное восстание в Югославии против фашистского пакта напрасным? Ни в коем случае. Для Гитлера это стало полной неожиданностью, привело его в гнев. Ему пришлось подкорректировать свои планы нападения на СССР (иначе оно могло бы состояться уже 15 мая).

Впрочем, даже если не считать эту отсрочку существенной – все равно любая задержка врага идет на пользу. А еще – восставший народ сохранил свою честь и продемонстрировал нежелание присоединиться к фашистскому Пакту. Это восстание заложило будущее сопротивление оккупантам.

И сегодня сербам есть что вспомнить. Так, 27 марта, в день 75-летней годовщины того антифашистского восстания - в Белграде прошла многотысячная демонстрация против новых фашистов. Против неофашистского блока НАТО, к сотрудничеству с которым сербов склоняет нынешнее виляющее руководство.

Пусть же память о тех событиях послужит оружием и в нынешней борьбе.
Автор Елена Громова

Комментариев нет:

Отправить комментарий