Это был человек-авантюра: ради денег притворялся
гроссмейстером, потом пошел служить в уголовный розыск, сидел в лагерях
за финансовые махинации, а после рисовал иконы для патриарха. Рассказав
свои плутовские истории Ильфу и Петрову, Осип Шор стал прототипом
«великого комбинатора» Остапа Бендера. Осип Беньяминович Шор родился в юго-восточной части Украины, в городе Никополь.
Свидетельство о рождении мальчика выдано Никопольским общественным
раввином 30 мая 1899 года. В нем говорится, что у Брацлавского 2-й
гильдии купеческого сына Беньямина Хаимовича Шора и жены его Куни
Герцевны Бергер родился сын Осип. В семье Шоров это был уже второй
ребенок. Первый, названный Натаном, родился в 1897 году.
В 1901
году Беньямин Шор внезапно скончался, и его жена вместе с сыновьями
переехала в Одессу. В этом городе прошла молодость Осипа, которого
друзья и знакомые звали на украинский манер Остапом. Учился Шор в той же
мужской гимназии Илиади, которую у Ильфа и Петрова посещал «великий комбинатор». После ее окончания он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета,
но вскоре бросил учебу. Куда больше его увлекали другие вещи:
приключенческая литература, мечты о переезде в Бразилию – в связи с чем
Осип любил одеваться во все белое, азартные игры и футбол. Кстати, о
футболе. Сергей Уточкин, основавший в Одессе два любительских футбольных
клуба, считал младшего Шора талантливым игроком и предрекал ему карьеру
великого футболиста.
В 1916 году Осип перебрался в Петроград и поступил на механический факультет Технологического института.
Вскоре вспыхнула февральская революция, затем все перевернула
октябрьская. В городе начался голод, а Шор подхватил жуткий бронхит.
Стало не до занятий. Горько пожалев, что оказался в сыром и промозглом
городе на Неве, он поспешил на юг, в родную Одессу. Однако из-за
царящего в стране хаоса путь домой растянулся почти на год.
За это
время с Осипом случилось множество приключений. К примеру, в
Козьмодемьянске Осип Шор решил подзаработать на местных любителях
шахмат: представившись гроссмейстером в шахматном клубе, он
собрал с игроков некоторую сумму и провел сеанс одновременной игры.
Когда в «мастере» в середине сеанса раскусили плута, ему пришлось срочно
ретироваться и спасаться от разъяренной толпы на лодке. Ильф и Петров в
«Двенадцати стульях» превратили Козьмодемьянск в Васюки, но канву
истории, рассказанную им впоследствии самим Шором, оставили практически
без изменений.
К концу лета 1918 года Шор наконец добрался до Одессы.
Город к тому времени пережил ужасную разруху. Власть менялась каждые
три-четыре месяца. Балом правили налетчики, бандитские группировки,
уголовники. «Грозой Одессы» слыл Мишка Япончик – прототип Бени Крика в
произведениях Исаака Бабеля. С преступным элементом активно боролись. В одесском уголовном розыске работал старший брат Осипа – Натан. Правда, к тому времени он был больше известен под псевдонимом Анатолий Фиолетов – поэт-футурист,
автор нашумевшего в 1914 году сборника стихов «Зеленые Агаты». Писатель
Валентин Катаев в книге воспоминаний «Алмазный мой венец» указывает,
что «брат футуриста» также начал работать в уголовном розыске и прослыл
«блестящим оперативным работником».
Бандиты, которым Осип то и дело переходил дорогу,
решили его убрать. Однако посланные на дело киллеры приняли за Шора его
брата Натана – по крайней мере, так утверждает Катаев. 21-летний поэт
был убит прямо перед собственной свадьбой – он собирался жениться на
молодой поэтессе Зинаиде Шишовой. Осип, как красочно описывает Катаев,
нашел убийц брата: «Всю ночь Остап провел в хавире в гостях у бандитов.
Они пили чистый ректификат, читали стихи убитого поэта, плакали и со
скрежетом зубов целовались взасос». Бандитов Шор наказывать не стал, но
после случая с Натаном решил покончить с криминалистикой и ушел из
уголовного розыска.
В 1922 году Осип, любивший представляться сыном турецкоподданного, переехал в Москву, где через своих старых друзей Юрия Олешу и Валентина Катаевапознакомился с сотрудниками газеты «Гудок»: Ильей Ильфом и младшим братом Катаева Евгением Петровым.
Он стал вхож в круг одесских литераторов, обживавших теперь столицу, и с
удовольствием делился с ними историями своих похождений, полных
курьезов и авантюр.Остап рассказывал, например, как во время своего
затянувшегося путешествия из Петрограда в Одессу он ради заработков
представлялся то пожарным инспектором, то художником.
Как пишет Катаев, «ироничный, громадный,
широкоплечий», всегда готовый к острой шутке Шор передал великому
комбинатору не только некоторые свои истории, но и черты. Даже внешность
Осипа Ильф и Петров «сохранили в своем романе почти в полной
неприкосновенности: атлетическое сложение и романтический, чисто
черноморский характер».
Идея написать роман о погоне за бриллиантами, спрятанными в 12 стульях, принадлежит Катаеву. Свой замысел он подарил Ильфу и Петрову. Правда, если у Катаева главным героем был Воробьянинов, то у соавторов на первое место вышел Бендер.
Книга была написана в 1927 году, а в следующем году – опубликована.
Поразительно, но именно об этом времени жизни Осипа Шора известно меньше
всего. Он будто уступил место своему прототипу.
В 1931 году, в год выхода в печать «Золотого теленка», Шор переехал из Москвы в Челябинск, где устроился снабженцем на строящийся в то время Челябинский тракторный завод.
Там он проработал чуть больше года. Его личное дело не сохранилось,
однако известно, что оно насчитывало 29 страниц – гораздо больше, чем
дело любого другого сотрудника. Скорее всего, эти страницы содержат
загадочные обстоятельства увольнения Осипа. Известно лишь, что за некие
финансовые махинации против Шора возбудили уголовное дело. В наказание
бывший инспектор уголовного розыска получил пять лет лагерей.
Точных сведений о том, что происходило с Шором после
освобождения из лагеря, нет. Вновь его фигура возникает в воспоминаниях и
документах во время Великой Отечественной войны. Внучатая племянница
Шора Наталья Камышникова-Первухина пишет, что в 1941 году он получил направление в Среднюю Азию – должен был сопровождать эвакуированный московский зоопарк. По ее же словам, сразу после окончания войны Остап освоил искусство шелкографии и в течение нескольких лет изготовлял этим методом иконы для Троице-Сергиевой лавры.
Дело это хоть и грозило опасностью нового тюремного срока, но приносило
хороший доход. Однако, когда патриарху Алексию I донесли, что
иконописец – еврей с репутацией авантюриста, этот «рынок» для Остапа
оказался закрыт.
Некоторые сюжеты из жизни Остапа Бендера, придуманные
Ильфом и Петровым, воплотились в судьбе Осипа Шора. К примеру, в конце
1950-х годов постаревший авантюрист женился на женщине, до боли похожей
на мадам Грицацуеву. «Томная... украшенная ювелирными изделиями и густой
косметикой, чрезвычайно пухлая особа лет тридцати пяти с темными
восточными подглазьями», – так описывала жену Шора
Камышникова-Первухина. Правда, в отличие от товарища Бендера, Шор не
убежал от супруги, а прожил с ней 10 лет. Потом супруги разъехались.
Осип, характер которого в старости, по воспоминаниям домочадцев, стал
просто невыносим, остался доживать свой век в неуютной комнате
коммуналки в одном из новых микрорайонов столицы.
Возможно, причиной разъезда с женой стало то, что Шор
постоянно приводил в дом бывших зеков – кормил их, давал ночлег. По
словам друга и ученика Осипа Шора, художника и шелкографа Виктора
Иоэльса, бывший лагерник годами помогал семьям заключенных, спасал от
беды часто малознакомых людей. «Не много было домов в Москве, куда можно
было прийти переночевать, вернувшись из лагеря. Приходили почти чужие
люди, оставались, иногда подолгу жили, пока он не устраивал их на
работу, не находил им какую-нибудь возможность остаться в городе», –
рассказывал Иоэльс о своем учителе.
Остап Шор умер в 1978 году,
тогда же вышел роман-загадка Валентина Катаева «Алмазный мой венец».
Благодаря этой книге история Остапа Шора как прототипа Бендера стала
канонической. Катаев писал: «Остапа тянуло к поэтам, хотя он за всю свою
жизнь не написал ни одной стихотворной строчки. Но в душе он, конечно,
был поэт, самый своеобразный из всех нас. Вот таков был прототип Остапа
Бендера».
Алексей Сурин
Комментариев нет:
Отправить комментарий