Полководец с характером
От гусара-разведчика до командующего – таков боевой путь выдающегося военачальника ХХ века
21 марта исполняется 125 лет со дня рождения Героя Советского Союза генерала армии Александра Васильевича ГОРБАТОВА – подлинно народного героя, мужественного человека с несгибаемой волей и стальным характером. Особо заметный след Александр Васильевич оставил в истории Воздушно-десантных войск, которыми командовал с 1950 по 1954 год.
Александр родился в многодетной крестьянской семье в деревне Пахотино Вязниковского уезда, ныне Ивановской области. На долю его поколения выпали тяжёлые испытания, которые будущий военачальник вынес с честью. В этом ему помогли не только привитая с младенчества любовь к труду, но и характер – азартный и неуступчивый, с некой долей расчётливого авантюризма, что впоследствии не раз помогало ему решать невыполнимые, на первый взгляд, задачи и неизменно добиваться успеха.
Судьба не всегда была благосклонна к будущему всенародному любимцу, преподавая ему суровые жизненные уроки, проверяя и физическую закалку, и крепость духа.
В Первую мировую войну, на которой погибли двое его братьев, гусар – разведчик 17-го Черниговского полка Александр Горбатов отделался несколькими ранениями. В Гражданскую красный командир Горбатов также не раз чудом оставался жив: ни польская пуля, попавшая в голову, ни сфабрикованное обвинение и клеймо «врага народа» не выбили из него веру в жизнь и в правоту дела, которому служил. Арест и тяжелейшие условия содержания, сопряжённые с неимоверным физическим и психологическим давлением, его не сломили.
– Лучше умру, чем оклевещу себя, а тем более других, – заявил комбриг Горбатов ретивым следователям.
15 лет заключения и 5 лет поражения в правах – таков был вердикт суда. Около двух лет провёл он в колымских лагерях, пока весной 1941 года, накануне Великой Отечественной войны, не был освобождён наряду со многими известными полководцами и военачальниками, также несправедливо осуждёнными. Эти люди, оказавшись на фронте, сумели подавить в себе личные обиды, потому что в первую очередь думали о судьбе Отечества.
В 1941-м под Харьковом командир 226-й стрелковой дивизии Горбатов лично возглавлял батальоны, громившие в ночное время немецкие гарнизоны на оккупированной территории. Не от безрассудной храбрости или желания покрасоваться отправлялся он в эти опасные партизанские вылазки. Все его подчинённые комбаты были молодыми и необстрелянными, поэтому комдив, желая сохранить людей, собственным примером показывал, как действовать в боевой обстановке.
Звёздный час для Александра Васильевича наступил в 1943 году. Будучи уже командующим 3-й армией, раскритиковал утверждённый высшим командованием план наступления под Орлом. Не желая посылать свои войска на кинжальный огонь противника, командарм высказал особое мнение представителю Ставки Георгию Жукову и предложил своё решение. Жуков сначала возмутился. План подписан самим Сталиным, до наступления считаные дни! Однако, выслушав доводы Горбатова и поразмыслив, согласился с ним. В результате 5 августа 1943 года войска 3-й армии освободили Орёл с минимальными потерями.
Впоследствии 3-я армия под его командованием успешно участвовала в Белорусской операции, в боях в Восточной Пруссии, в битве за Берлин.
– Её войска, – вспоминал маршал Александр Михайлович Василевский, – как правило, ранее намеченных сроков выходили на новые рубежи и действовали так, что немцы оказывались в мышеловке и вынуждены были оставлять важные в оперативном отношении пункты ещё до подхода наших главных сил.
Практически всегда командарм оставался верен своему принципу: «Умение воевать не в том, чтоб как можно больше убить противника, а насколько возможно больше взять в плен. Тогда и свои будут целы». 3-я армия к концу войны взяла 106 тысяч пленных, а соседние – не более 50 тысяч.
О смелости и строптивом нраве командующего ходили легенды. Широко известна фраза Сталина «Горбатова только могила исправит».
Генерала армии Александра Васильевича Горбатова личный состав уважительно называл «Батей» и говорил о нём с гордостью: «Этот генерал бережёт наши жизни»
Да, он был резок, всегда имел своё особое мнение – начальству это не нравилось. Тем не менее благодаря своей безукоризненной моральной чистоте и несгибаемой силе духа Александр Васильевич даже личных врагов заставлял с собой считаться. В войсках уважение к Горбатову было высочайшим, от рядовых до старших офицеров. Генерала армии Александра Васильевича Горбатова личный состав уважительно называл «Батей» и говорил о нём с гордостью: «Этот генерал бережёт наши жизни».
Свидетель подписания исторического акта о капитуляции нацистской Германии, Горбатов после гибели первого коменданта Берлина Николая Берзарина назначается на этот ответственнейший пост. Всего за годы войны имя легендарного командарма 16 раз упоминается в приказах Верховного Главнокомандующего.
В марте 1950 года Горбатов неожиданно для себя получает назначение командующим Воздушно-десантными войсками. Мудрость и житейский опыт Александра Васильевича проявились с первых дней пребывания в новой должности. Горбатов с удовлетворением отмечал смелость и сноровку десантников. В то же время новый командующий отметил тот факт, что на учениях войска десантировались только в хорошо знакомой местности, а также медлительность в захвате района и при переходе к обороне. Он требовал, чтобы впредь сразу же после приземления, не теряя на одной минуты, подразделения приступали к решению задач.
Бескомпромиссный характер и верность принципу сохранения жизней подчинённых и на новом поприще давали свои результаты. На одном из учений он стал свидетелем схождения в воздухе двух парашютистов. Отметив мужество десантников, всё же решил разобраться в причинах случившегося и ряда других похожих случаев. Убедившись, что подобные инциденты происходили с куполами парашютов новой системы, несмотря на мощное противодействие промышленности и недовольство военного руководства, Горбатов добился, чтобы на вооружение ВДВ поступали проверенные парашюты предыдущей серии, которые хоть и дороже в производстве, но гораздо надёжнее. Для командующего, как и на войне, цена человеческой жизни была выше амбиций и ведомственных интересов. Таким же образом Александр Васильевич добился отмены снабжения войск ненужными или устаревшими образцами вооружения и экипировки.
И всё-таки одной из главных заслуг на данном посту десантники по праву считают умение Горбатова разбираться в людях. Именно он заметил командира 37-го гвардейского воздушно-десантного корпуса Василия Маргелова. Командующий войсками Дальневосточного военного округа Маршал Советского Союза Родион Малиновский также хорошо знал перспективного молодого командира 37-го гвардейского воздушно-десантного корпуса, поэтому на приёме у министра обороны они, не договариваясь, предложили рассмотреть на должность командующего ВДВ кандидатуру Маргелова. Это назначение состоялось, когда Горбатов стал командующим войсками Прибалтийского военного округа. Таким образом, один «Батя» сдал дела другому «Бате», как впоследствии будут называть в «крылатой пехоте» Василия Филипповича, с именем которого связано фактически второе рождение Воздушно-десантных войск.
Десантники всегда будут чтить память о выдающемся полководце, внёсшем большой вклад в Победу в Великой Отечественной войне и строительство ВДВ. Его опыт руководства войсками, сочетающий государственный подход с заботой о каждом подчинённом, и сегодня помогает нам продолжать начатое им дело, достойно решать все задачи, которые ставит сама жизнь.
Автор Владимир ШАМАНОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий