Почему "до первой звезды нельзя": тайны Рождественского сочельника
06.01.2018 08:49
Православные
верующие 6 января (24 декабря по старому стилю) отмечают Рождественский
сочельник, или "навечерие Рождества Христова" — канун одного из главных
христианских праздников и последний день длительного 40-дневного
Рождественского поста. При этом сочельник считается самым строгим днем
поста. Обычай совершать в храмах навечерие Рождества известен с
древности — уже в IV веке есть отдельные установления, регламентирующие
этот день. О том, как православные христиане должны проводить
Рождественский сочельник, в чем его смысл и каковы традиции праздника,
читайте в материале РИА Новости.
"Символ" Сочельника
Главное
постное блюдо Сочельника (видоизмененное "сочевник") — это сочиво, от
которого и берет свое название этот день. "Сочиво", или "коливо", —
вареные зерна риса или пшеницы. Возможно приготовление вместо сочива
кутьи. Эта пища готовится из вареных или пропаренных зерен злаковых
культур (пшеницы, ячменя) с добавлением меда, орехов и фруктов. Без
масла.
По толкованию священнослужителей, зерно символизирует "воскресшую жизнь", а мед — "сладость будущей блаженной жизни".
По толкованию священнослужителей, зерно символизирует "воскресшую жизнь", а мед — "сладость будущей блаженной жизни".
Сочиво
или кутью едят во время совместных трапез дома и на приходах. По
традиции это делается по окончании утреннего богослужения.
По оценке настоятеля Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерея Александра Агейкина, эта пища — "самая скромная и простая", и приготавливается она для того, чтобы "не отвлекаться от главного — сосредоточенного ожидания предстоящего праздника". "Всегда верующие традиционно проводили этот день в богослужении и в молитве, все другое отходило на второй план", — напоминает Агейкин.
Издавна на Руси в Сочельник, помимо сочива, готовили взвар из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Стол, на котором располагалась трапеза, устилали сеном или соломой — в напоминание о яслях, в которые был положен Христос.
По оценке настоятеля Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерея Александра Агейкина, эта пища — "самая скромная и простая", и приготавливается она для того, чтобы "не отвлекаться от главного — сосредоточенного ожидания предстоящего праздника". "Всегда верующие традиционно проводили этот день в богослужении и в молитве, все другое отходило на второй план", — напоминает Агейкин.
Издавна на Руси в Сочельник, помимо сочива, готовили взвар из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Стол, на котором располагалась трапеза, устилали сеном или соломой — в напоминание о яслях, в которые был положен Христос.
Необычное богослужение
Утреннее
богослужение в Рождественский сочельник особенно длительное и может
продолжаться в храмах пять-шесть часов, до середины дня. Оно уже
полностью посвящено наступающему празднику Рождества — вместо
сосредоточенного, "постового" настроения вся церковная служба как бы
пронизана радостью от грядущего великого праздника.
Приближающемуся Рождеству Христову посвящены исполняемые песнопения и все евангельские чтения. Прежде всего вспоминается евангельский рассказ о поклонении Богомладенцу Христу восточных мудрецов (волхвов) с востока, которые принесли ему дары: золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как царю, ладан — как Богу и смирна — как человеку на погребение.
Приближающемуся Рождеству Христову посвящены исполняемые песнопения и все евангельские чтения. Прежде всего вспоминается евангельский рассказ о поклонении Богомладенцу Христу восточных мудрецов (волхвов) с востока, которые принесли ему дары: золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как царю, ладан — как Богу и смирна — как человеку на погребение.
Обычно
в этот день вначале совершаются Царские (или Великие) часы, а затем
Великая вечерня с Божественной литургией святителя Василия Великого.
Царскими часы (особые молитвословия и псалмы) называются потому, что в
Константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем
двором. Если Сочельник приходится на субботний или воскресный день,
которые в Церкви всегда выделяются среди прочих и по своему характеру не
постные, а праздничные, — тогда служба Царских часов переносится на
другой, будний день.
Также накануне Рождества читаются так называемые паремии — отрывки из книг, преимущественно Ветхого Завета, в которых содержатся древние пророчества святых о пришествии в мир Спасителя.
По окончании литургии и великой вечерни в центр храма выносится свеча, и священники, одетые в праздничные одеяния, все вместе поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Кроме того, в этот день священники всегда советуют верующим исповедаться и причаститься за литургией, как и непосредственно в сам праздник, 7 января.
Также накануне Рождества читаются так называемые паремии — отрывки из книг, преимущественно Ветхого Завета, в которых содержатся древние пророчества святых о пришествии в мир Спасителя.
По окончании литургии и великой вечерни в центр храма выносится свеча, и священники, одетые в праздничные одеяния, все вместе поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Кроме того, в этот день священники всегда советуют верующим исповедаться и причаститься за литургией, как и непосредственно в сам праздник, 7 января.
Звезда на востоке
"Рождественский
сочельник, так же как и Крещенский сочельник, — это дни приготовления
христианина к встрече грядущих великих праздников. Это приготовление
усиливается, прежде всего, особенными богослужениями, совершаемыми в
этот день, и более строгой мерой поста, который говорит верующему
человеку о том, что "отвлекись-ка ты уже от всех своих развлечений и
отдыхов и постарайся "попомнить" о том, что завтра тебя ждет столь
великий праздник", — говорит профессор Московской духовной академии
протоиерей Максим Козлов.
По
церковному уставу в Рождественский сочельник разрешается есть только
однажды, после вечернего богослужения. Однако в современной приходской
практике служба вечерни соединяется с литургией и служится утром,
поэтому по окончании этого богослужения верующие уже могут принять пищу.
При этом есть рыбу не благословляется, а вот растительное масло и
немного вина — допускается.
Традиция полного воздержания от пищи в Сочельник относится, прежде всего, к монастырям, однако и некоторые миряне, чувствующие в себе силы и получившие благословение духовника, до наступления Рождества совершенно отказываются от еды.
Подобный строгий пост выпадает лишь на несколько дней в году — это первые дни Великого поста, Страстная пятница, Воздвижение Креста Господня, Рождественский и Крещенский сочельники.
"В древности в Рождественский сочельник христиане не вкушали еды до вечера. Именно потому, что сама вечерня, литургия служилась тогда в вечернее время. <…> Древняя традиция говорит о том, что в Сочельник до Рождества, до так называемой звезды, люди ничего не должны ни есть, не пить. Сейчас, конечно, вряд ли это так, но в древние времена люди старались так потрудиться в посте", — рассказал РИА Новости настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, ведущий телепрограмм "Православная энциклопедия" протоиерей Алексей Уминский.
Обычай в навечерие Рождества "не вкушать пищи до первой вечерней звезды" связан с воспоминанием явления звезды на востоке, возвестившей волхвам о рождении Иисуса Христа, однако богослужебным уставом эта традиция не предписана.
Традиция полного воздержания от пищи в Сочельник относится, прежде всего, к монастырям, однако и некоторые миряне, чувствующие в себе силы и получившие благословение духовника, до наступления Рождества совершенно отказываются от еды.
Подобный строгий пост выпадает лишь на несколько дней в году — это первые дни Великого поста, Страстная пятница, Воздвижение Креста Господня, Рождественский и Крещенский сочельники.
"В древности в Рождественский сочельник христиане не вкушали еды до вечера. Именно потому, что сама вечерня, литургия служилась тогда в вечернее время. <…> Древняя традиция говорит о том, что в Сочельник до Рождества, до так называемой звезды, люди ничего не должны ни есть, не пить. Сейчас, конечно, вряд ли это так, но в древние времена люди старались так потрудиться в посте", — рассказал РИА Новости настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, ведущий телепрограмм "Православная энциклопедия" протоиерей Алексей Уминский.
Обычай в навечерие Рождества "не вкушать пищи до первой вечерней звезды" связан с воспоминанием явления звезды на востоке, возвестившей волхвам о рождении Иисуса Христа, однако богослужебным уставом эта традиция не предписана.
"Тайна боговоплощения"
По
словам патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Рождественский
сочельник Церковь "вспоминает всех тех, кто предшествовал Иисусу Христу
по плоти, — Его родственников, начиная от Авраама", и свидетельствует о
том, что "Спаситель — часть нашей истории".
"И эта великая тайна боговоплощения помогает нам понять смысл человеческой истории. Он заключается не в том, чтобы становиться богаче, чтобы обретать больше власти, чтобы завоевывать другие народы, как это казалось и как это до сих пор многим кажется, но смысл истории заключается в познании воли Божией, в открытии для самого себя замысла Божьего о мире и человеке", — сказал патриарх в одной из своих проповедей во время Рождественского поста.
"И эта великая тайна боговоплощения помогает нам понять смысл человеческой истории. Он заключается не в том, чтобы становиться богаче, чтобы обретать больше власти, чтобы завоевывать другие народы, как это казалось и как это до сих пор многим кажется, но смысл истории заключается в познании воли Божией, в открытии для самого себя замысла Божьего о мире и человеке", — сказал патриарх в одной из своих проповедей во время Рождественского поста.
Не
случайно, добавил он, люди отсчитывают эпоху со дня рождения Спасителя,
называя ее "новой эрой": "это действительно новая эра в жизни
человечества".
Верующие всегда старались ознаменовать Сочельник различными делами христианской благотворительности и милосердия, стараясь воплотить высокие нравственные идеалы в своей повседневной жизни.
С вечера сочельника на Руси также начинали "колядовать": ходили по домам родных и знакомых и исполняли народные, обрядовые песни, а хозяева в ответ предлагали гостям угощение. Впрочем, эта народная традиция большее распространение получила непосредственно в "святочные дни" — период от Рождества Христова до Крещенского сочельника, когда отменялся обязательный пост.
Сергей СтефановВерующие всегда старались ознаменовать Сочельник различными делами христианской благотворительности и милосердия, стараясь воплотить высокие нравственные идеалы в своей повседневной жизни.
С вечера сочельника на Руси также начинали "колядовать": ходили по домам родных и знакомых и исполняли народные, обрядовые песни, а хозяева в ответ предлагали гостям угощение. Впрочем, эта народная традиция большее распространение получила непосредственно в "святочные дни" — период от Рождества Христова до Крещенского сочельника, когда отменялся обязательный пост.
Комментариев нет:
Отправить комментарий