воскресенье, 13 декабря 2020 г.

 Один дом - две личности.

В начале ХХ-го века в Кишинёве работали такие архитекторы как А.О.Бернардацци, А.В.Щусев, М.К.Чекеруль-Куш, В.Н.Цыганко, Г.А.Купча.... Какая конкуренция !!!  Если о первых трёх информация достаточна и доступна, то о В.Н.Цыганко и Г.В.Купче всего несколько строчек. К тому же творения В.Н.Цыганко сохранились до наших дней, а о деятельности Г.В.Купчи напоминает один единственный, сохранившийся до наших дней, особнячок по ул.Садовая(Матеевич) 62, в котором прожил со своей семьёй до конца своих дней(???)

--"Родился Георгий Купча в Кишиневе, в 1873 году. Окончив городское реальное училище, поступил в Институт гражданских инженеров в Петербурге. Вернувшись в Кишинев, трудился поначалу младшим инженером строительного отделения Бессарабского губернского правления, а с декабря 1902 г. получил должность губернского архитектора. Наряду с этим, начиная с 1909 года, он выполнял обязанности и епархиального архитектора – потому на его счету так много культовых сооружений. В межвоенный период он продолжал профессиональную деятельность. Сохранились свидетельства не только о руководстве им восстановления Кафедрального собора, а и об, так сказать, приеме в эксплуатацию возводимых монастырских церквей и пр."... (Е.Кудрявцева, Locals.md. )

Точно известно, что этим архитектором построено и перестроено 280 церквей по всей Бессарабии, 20 церковно-приходских школ и других сооружений. А главное его детище Епархиадьный собор,увы, не сохранился. ..." Трехэтажное здание, с 1911 года ставшее частью архиерейской площади, выходило одним из фасадов на Пушкинскую, главным же – на Александровскую. Оно возвышалось над другими постройками центра Кишинева, а благодаря пирамидальным, как на тереме, надстройкам на крыше, казалось еще грандиознее. Оно выделялось и «цветистостью» обильного декора – будто это резная шкатулка. Здание возводилось как центр, собравший воедино все отделения Кишиневской епархии. Тут разместились Бессарабское церковное историко-археологическое общество и его древнехранилище (музей), Христорождественское Братство, его библиотека и читальня, попечительство, училищный Совет, миссионерский комитет, ссудная касса, классы и общежитие школы псаломщиков…" - (Е.Кудрявцева, Locals.md. )

Ещё одна знаменитая личность проживала,  в этом доме - Мария Лукьяновна Биешу. Более 30- лет, до своей кончины 12 мая 2012г.

До Марии Биешу в эторм доме проживал управделами совмина Л.С. Дьяченко с семьёй. После указа совмина об уплотнении жилого фонда сотрудников совмина ( очередная показная акция) в 67 или 68 году помещение было передано детской инфекционной больнице. После этого каое - то время там размещлась кажется какая - то редакция. Биешу там поселилась в середине - конце 70 -х

  Будущая сопрано мировой оперной сцены родилась 3 августа 1935 года в бессарабском селе Волинтирь (Волонтировка) Королевства Румынии (с 1947 года территория Молдавии). После окончания школы поступила в Сельскохозяйственный техникум, где тут же начала активно участвовать в художественной самодеятельности.  В 1967 году на Международном конкурсе памяти Миуры Тамаки в Японии Марии Биешу был присвоен титул «Лучшая Чио‑Чио‑сан мира», который певица гордо пронесла через всю жизнь и который закреплён за ней по сей день.

 

В одном из последних интервью Мария Биешу говорила российским журналистам:

 «Вообще Советский Союз — это моя ностальгия.

Я его объехала весь вдоль и поперек.

В месяц пела по семнадцать спектаклей.

И никогда не хотела уехать. Предлагали головокружительные контракты.

Сейчас модно говорить, что власти не пускали. Меня пускали. Сама не хотела.

Я без своей Молдавии жить не могла.

При советской власти мне жилось хорошо.

На то время пришлось мое детство, молодость, становление и расцвет как артистки.

 

Меня везде поддерживали и помогали.

То время поддерживало искусство.

Я очень сомневаюсь, что сегодня поддержат пусть даже расталантливейшую девочку из молдавского села.

Впрочем, и не только из молдавского.

Я очень люблю Россию.

И переживаю за нее сильно, постоянно смотрю российское телевидение.

 

Москва же всё для меня сделала, все звания, и все премии — всё Москва дала.

Как я могу это забыть и не быть благодарной?

Несколько лет назад я тяжело заболела. Лейкоз.

Опять меня Москва спасла, позвонили из Российского посольства, справились о моих бедах.

Из Москвы прилетел врач из института гематологии, и меня туда забрали.

Там врачи сутками не отходили от меня.

И, что немаловажно для артистки с нищенской пенсией, не взяли ни копейки за лечение.

Хотя я иностранка теперь.

„Мы помним добро и ваш талант“, — сказал мне главный врач той клиники, а это эффективнее лекартв

 

Ко мне лет десять на каждый фестиваль прилетала Ирина Архипова, мы с ней были очень дружны.

Она меня так и называла: „Моя сестренка“.

Передайте России, что половина моего сердца осталась там.

Что сцена Большого театра лучшая в мире. Лучшая!» -- (Биешу Мария Лукьяновна)

Подробнее здесь -- Мария Биешу. Жизнь ей лишь радость сулила…

 


 

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий