пятница, 24 ноября 2017 г.

Темы гравюр Калло многообразны: 7 смертных грехов

CALLOT JEAQUES ЖАК КАЛЛО ГРАВЮРА 17 ВЕКА, ОФОРТ (Пост для никуда не спешащих)

     Эти картины надо рассматривать не спеша, увеличивая каждую деталь, смакуя каждый штришок, помня, что одно неверное движение иглы способно погубить картину целиком. И восхищаясь, восхищаясь, восхищаясь!
ОФОРТ
Офорт (фр. eau-forte, буквально – «крепкая вода») возник в Европе в начале XVI века. Эта техника, как и резцовая гравюра, является разновидностью техники углубленной печати. Для получения офортного оттиска металлическую доску покрывали слоем лака, по которому художник рисовал иглой, процарапывая лак и обнажая поверхность доски. Затем доска протравливалась кислотой, воздействующей на металл лишь в местах, свободных от лака. Благодаря неравномерной продолжительности травления разных частей композиции достигали различия в глубине и толщине линий и штрихов. Часто использовали травление в несколько приемов, постепенно освобождая от лака те места, в которых необходимо было подчеркнуть сочность штриха и углубить линии. Перед началом печати доску освобождали от лака, протравленный рисунок заполняли краской. Оттиск получали тем же путем, что и в резцовой гравюре..
Расцвет техники офорта приходится на XVII век. Величайшим мастером офорта был голландский живописец и график Рембрандт, а также  немец Дюрер, испанец Гойя, француз Жак Калло.

                              ЖАК КАЛЛО

Трагикомедия и ощущение царящей в обществе дисгармонии, социальное неравенство и театральность происходящего — эти, и многие другие трудносовместимые, казалось бы, качества встречаются и оказываются воплощенными в работах гравера Жака Калло (около 1592—1635), которого, благодаря мастерству и необычной подаче остросоциальных, животрепещущих тем, принято считать одним из самых оригинальных рисовальщиков Франции.
Но если быть точнее, то Жак родился в Нанси, столице Лотаргинии, которая еще не была присоединена к Франции и являлась достаточно мятежным герцогством, не желающим терять свою независимость, от чего частенько подвергалась опустошительным вторжениям войск династии Бурбонов. В будущем, гравер даже отказывал предлагавшему ему выгодную работу Людовику XIII, потому что был истинным патриотом родного герцогства, разоряемого в то время войсками кардинала Ришельё.
Искушение святого Антония, 1635
Большую часть жизни Калло провел в Италии, куда еще юношей ушел, по одной из версий, присоединившись к цыганскому табору. Рисовать он начал с самого детства, ощущая настоящую страсть к отражению действительности. В Италии Калло жил и учился в Риме и Флоренции, где добился определенной известности и получил работу при дворе флорентийского правителя Козимо II Медичи. В этот период Калло существенно изменяет и совершенствует технику гравирования, благодаря открытию им нового вида кислотоупорного лака. Также, он совершенствовал технику офорта, применяя параллельно сухую иглу и резец.
После смерти Козимо гравер отправляется в Нидерланды, а последние годы жизни проводит в Париже. Все увиденное им в странствиях, Калло превращает в острохарактерные работы, изображая местности, где ему довелось побывать, и люд, во всем его разнообразии — от нищих и бездомных, циркачей и бандитов, до аристократии и высших слоев современного ему общества, острая социальная несправедливость устройства которого всегда ощущалась художником и находила ироничное отражение в его работах.
Вид Сены, 1610-е
Будучи зорким наблюдателем, Калло ощущал копящееся напряжение, превращающееся в ломку средневекового миропорядка, с повсеместным разбоем, войнами и тотальной нищетой простых людей, что, на форе роскоши и всяческой чрезмерности образа жизни власть имущих, оказывалось выражено форме сарказма, фантастических и гротескных образов.
Ярмарочные балаганы, итальянская комедия масок, «карнавальная смеховая культура» — в своем творчестве Калло отталкивался от народных мотивов, где было много пространства для ретрансляции тонкого ироничного юмора и карикатурного отражения современного художнику человека: его характера, типажей и даже мимики с жестикуляцией. Именно Калло стал первым французским художником, изображающим толпу и добился в этом плане существенных успехов — ему мастерски удавалось визуализировать сцены, в которых задействовано большое количество людей, превращая их в яркое, контрастное и театрализованное действо. Его офорты содержат в себе огромные пространства и событие в целом, которое включает в себя много разных эпизодов и сцен.
Ярмарка в Импрунете, 1620
Толпа у Калло не однородна, в ней сразу можно понять кто есть кто: цыгане, бродяги, простые крестьяне, аристократы и многие другие — каждый персонаж изображен детально, благодаря чему и узнается.
Среди особенностей художественного метода Калло можно выделить гротескное преувеличение и деформацию, сложные ракурсы, изображение подчеркнуто неестественных движений. Используя контрастные сопоставления фигур переднего и дальнего планов, резкое перспективное сокращение пространства, отделяющее главное действие от зрителя, он словно бы стремится разрушить традиционные представления о том, что главное и что второстепенное, подчеркивая тем самым относительное значение всего в жизни.
Его работы, небольшие по габаритам, благодаря неистощимой фантазии, охвату жизненных явлений и виртуозной легкости исполнения, можно смело назвать большими художественными произведениями.


Два Панталоне, 1616

Гравюры из серии «Ужасы войны» (Большие бедствия войны):
Темы гравюр Калло многообразны.  Вот еще одна:

          7 смертных грехов

Алчность
Чревоугодие
Похоть
Гнев
Зависть
Тщеславие
Лень

На сегодня достаточно, смотрите, восторгайтесь.

Источник:  https://estetico.me/posts/view...
                    https://estetico.me/posts/view...

Комментариев нет:

Отправить комментарий