пятница, 17 января 2020 г.

Дома близнецы. Различия и сходство.








 Здание на бывш. Киевской (31 Августа) построено в 1892 году, документ об этом сохранился. О времени появления виллы в готическом стиле по бывш. Немецкой (С. Лазо) информация менее точна, известно только, что построена она между 1892 и 1912 гг. – на пустующем участке, подаренном капитанской вдовой Дарьей Куроедовой ее родственнице Магдалине Степановской.


"... Отличия этих двух зданий в том, что одно из них возвышается над цокольным этажом, а во втором аналогичных помещений нет, оно одноэтажное. В первом между двух чуть выступающих вперед резалитов с устремленными к небу стрельчатыми фронтонами и розетками а ля готика – три окна, во втором здании – два. В остальном фасады и элементы его декора невероятно схожи. Правда, на первом (что не остается без внимания пытливых наблюдателей) – имеются «масонские символы» - циркуль и угольник над входом. Тайные общества масонов возникли много веков назад, предположительно, как союзы зодчих, стремящихся сохранить свои профессиональные архитектурно-строительные секреты. Затем циркуль и линейка стали метафорически выражать систему морали масонов - «вольных каменщиков», стремящихся к нравственному самосовершенствованию и духовному росту в рамках той религии, которую каждый из них исповедует. Был ли хозяин «масонского дома» членом какой-либо ложи этой всемирной организации, неизвестно, зато есть точные сведения, что он - Андрей Иванович Степанов – был строителем, возглавлявшим объединение городских мастеров. К тому же, в пространстве завершающих окна стрельчатых арок имеются геральдические щиты с изображением и других строительных инструментов – мастерка, тесака, отвеса. Так что вполне возможно, что циркуль и угольник – не знак масонства, а всего лишь символ профессии владельца дома.


Среди отличий второго здания - розетки на резалитах в виде распустившегося цветка - типичный для готики мотив, тогда как на «масонском доме» в розетках красуются портреты-барельефы. Строго говоря, готическими эти здание называть нельзя. Готическое искусство было религиозным по содержанию, устремлено к высшим божественным силам, к вечности, говорило об отречении от земных радостей, о чем свидетельствовали тянущиеся к небу линии соборов, удлиненные формы окон, башенок и т.д. Наши здания – дань архитектурной моде, ведь в середине XIX в нее ворвалась эклектика, то есть смешение разных классических стилей в одном сооружении, и немало архитекторов обращались, в том числе, и к образцам готики. К зданиям, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в более поздний период, в истории архитектуры применяется термин «неоготика». Неоготика широко распространилась по всей континентальной Европе, в Америке, в России она переживала расцвет в 1830-1850 годах. Как видим, дошла эта мода и до губернского города Кишинева, хоть и с опозданием..." --  E.Кудрявцева


Дом строителя А. И. Степанова - ул. 31-го Августа 15
 Документально подтверждено, что здание было построено в 1892 году.
Здание имеет довольно высокий цокольный этаж, и фасад его украшают выступающие вперед ризалиты с устремленными к небу стрельчатыми фронтонами и розетками а ля готика. Существует мнение, что дом принадлежал одному из членов тайного общества масонов, и как свидетельство этого, на его фасаде присутствуют «масонские символы» - циркуль и угольник над входом которые метафорически выражают мораль общества - «вольных каменщиков», стремящихся к нравственному самосовершенствованию и духовному росту в рамках той религии, которую каждый из них исповедует.

Хозяином «масонского дома» был Андрей Иванович Степанов, который возглавлял объединение городских мастеров и являлся строителем по профессии. Однако сведений о том, что А. И. Степанов состоял в какой-либо ложе, нет. То, что на втором окне имеется геральдический щит с изображением ни циркуля и угольника, как на первом, а мастерка и тесака, вполне может означать, что эти символы лишь указывают на профессию владельца дома.

Однако, справедливым будет отметить, что здание не является готическим в чистом виде, поскольку не содержит никаких религиозных и божественных символов и элементов являющихся обязательными для данного архитектурного стиля.

Вилла Богдасарова по адресу: - ул.С.Лазо 14
 О том, когда была построена эта вилла, имеется не точная информация. Известно лишь только, что построено это здание было между 1892 и 1912 гг. – на пустующем участке, который подарила капитанская вдова Дарья Куроедова ее родственнице Магдалине Степановской.

Дом, за которым закрепилось название «вилла Богдасаровых», перешёл во владение этой семье в 1919 году.

Дом состоял из 5 комнат, но в отличие от внешнего вида здания его интерьеры, конечно же, не повторяли готических строений с высокими сводами, витражами. Скорее всего, жизнь, протекающая за окнами этого дома с обрамленными стрельчатыми арками, была обычной, как во многих семьях Кишинева. Однако дом этот создает особый, «высокий» эмоциональный настрой, говоря о духовности и неординарном вкусе хозяев.

Семейству Богдасаровых принадлежало также имение в селе Иванча. Изначально это было поместье Карабета Балиоза - управляющего Манук Бея. В 1912 году, после смерти управляющего имение досталась его дальним родственникам Богдасаровым, ну а кишиневский дом был приобретен, вероятно, по их собственному выбору – так сказать, по зову сердца.

Комментариев нет:

Отправить комментарий