вторник, 17 мая 2016 г.

Не хочу лечиться… Как жила и умерла великая Людмила Пахомова

Не хочу лечиться… Как жила и умерла великая Людмила Пахомова

Она выиграла всё золото мира, совершила спортивную революцию, воспитала будущего тренера и умерла, променяв лечение от рака на работу.

В танцах на льду было совершено три революции. Авторами первой стали Людмила Пахомова и Александр Горшков, первыми расширившие диапазон выбираемых для проката мелодий. Через несколько лет легендарные англичане Джейн Торвилл и Кристофер Дин сломали все танцевальные стереотипы как по технике, так и по артистизму (их порыв затем поддержали и углубили Грищук с Платовым). И, наконец, знаменитые наставники, тогда ещё не разругавшиеся между собой Марина Зуева и Игорь Шпильбанд, предложили совершенно иной стиль, идеально подошедший под новую систему судейства. Благодаря этому две их пары на двух Олимпиадах подряд соревновались исключительно в своей лиге, не обращая внимания на остальных.

Сейчас российские танцы находятся далеко не на лидирующих позициях. Чтобы в сжатый срок вновь встать вровень с лучшими, а то и выше них, нужен прорыв, резкий скачок наверх. Не пытаться поймать нынешние модные тенденции, а самим их задавать. К сожалению, 17 мая исполняется уже 30 лет, как той, которая могла бы стать инициатором этого прорыва, нет с нами….


Асимметричный ответ
Сегодня сложилась ситуация, когда практически во всех ведущих танцевальных дуэтах мира партнёры по уровню мастерства превосходят своих партнёрш. Конечно, фигурное катание — это не пазл и не математика, чтобы быть уверенным в получении эталонной пары из двух индивидуально наиболее сильных фигуристов. Но у Пахомовой и Горшкова было всё ровно наоборот. Безусловно, в их паре лидером была она. Для того чтобы это понять, достаточно один раз посмотреть их знаменитую «Кумпарситу». Когда Пахомова, бывшая уже чемпионкой страны, обратила внимание на никому не известного перворазрядника Горшкова, многие не верили, что из этой авантюры выйдет толк. «Такую целеустремлённость и волю к победе, я, пожалуй, кроме Люды, видела ещё только у Родниной. В первый их сезон она обучала Сашу, она подбирала музыку, она работала над костюмами. Нужно было доказать всем, что пара состоялась. И это получилось», — говорила об этом периоде их тренер, великая Елена Чайковская.

Но одно дело показать товар лицом и совсем другое — стать лучшим в мире. Для этого требовалось иметь что-то своё, не похожее ни на кого другого. И они нашли свою нишу, взорвав мировые танцы на льду, которым до этого был порой присущ излишний академизм. А тут на бессмертную классику находился асимметричный ответ в виде «Соловья», «Вдоль по Питерской», испанской гитары и русских частушек. Публика влюбилась быстро и бесповоротно, но что самое главное, влюбились и судьи. Их взлёт чем-то напоминал вознесение на первую ступень подиума нынешних лидеров Пападакис и Сизерона. Путь наверх с 13-го места на второе за два года выглядит менее впечатляющим, чем с 15-го на первое за один. Но не будем забывать, что во время начала совместной карьеры Пахомовой и Горшкова лидеры в таком количестве не распадались, не заканчивали и не менялись партнёрами, существенно помогая конкурентам. К тому же прежняя система судейства была более подвержена инерции, что позволяло находящимся на спаде чемпионам дольше держаться в топе без ущерба для себя.

Прощальный бал
Потом были золотые медали со всех турниров, какие только возможны, долгожданное включение танцев в олимпийскую программу, триумф в Инсбруке и уход непобеждёнными. Да, ещё между этими событиями была свадьба с Горшковым. Мотиватором для партнёра по спорту и жизни стала победа на чемпионате мира. «Пока не выиграем мировое золото, никакой женитьбы!» — то ли в шутку, то ли всерьёз говорила Пахомова. Так или иначе, поженились они и правда лишь после успеха в Любляне. А ещё был прощальный бал, когда тысячи болельщиков рукоплескали и признавались им в любви. Бал этот был устроен прямо на международном турнире на приз газеты «Московские новости», который в то время был довольно престижным стартом. И последним танцем, конечно же, стала «Кумпарсита».

На годы вперёд
А дальше она с головой ушла в тренерскую работу. И сразу выяснилось, что расхожий штамп о том, что из великого спортсмена выдающийся тренер получается редко, в случае с Пахомовой идёт лесом. Её ученики побеждали на юниорских чемпионатах мира, становились призёрами национальных первенств. Кто знает, какие бы победы были одержаны впоследствии, отмерь судьба-злодейка Людмиле Алексеевне больше времени? Среди этих учеников был и Игорь Шпильбанд, вместе со своей партнёршей Татьяной Гладковой выигравший юниорское золото. «Не знаю, получится ли из тебя чемпион, но тренер — непременно. Очень уж ты вдумчивый», — со смехом говорила Пахомова своему ученику. Великого спортсмена из него действительно не вышло — молодой фигурист слишком сильно был потрясён смертью наставника и закончил карьеру. Но вдаль она глядела очень точно. Шпильбанд стал не просто хорошим тренером, а одним из лучших в современном фигурном катании. Как же не хватает сейчас нам Пахомовой! Ведь именно умения заглянуть в будущее раньше других, пожалуй, больше всего сейчас недостаёт российским танцам на льду.


Страшный диагноз
Впервые близкие поняли, что с Людмилой происходит нечто странное, в конце 1979 года. Сначала долго не могли понять причину проблем со здоровьем, лечили от пневмонии. Затем всё-таки провели полное обследование. Результат стал раскатом грома для всех — лимфогранулематоз. На первых порах его можно было как-то остановить. Но Пахомова ничего не захотела менять в своей жизни в связи с заболеванием — она только начала получать признание как тренер. Южный климат не слишком подходил для её болезни — она ездила туда на сборы со своими учениками. Ей было нельзя слишком долго находиться на льду — она проводила там максимально возможное время. Прерывала работу только на время обязательных процедур, впрочем, даже находясь на больничной койке, она думала лишь об учениках и расписывала им в особой тетрадке план тренировок. Понимая, что времени у неё осталось совсем мало, занятия с подопечными были распределены на месяцы вперёд.

…Когда появилась весть о смерти олимпийской чемпионки, так и не отметившей своё 40-летие, к дворцу спорта ЦСКА, в котором проходило прощание с Пахомовой, потянулся людской поток. Шествие тысяч людей, в скорбном молчании вытиравших слёзы, напоминало море жизни, только что потерявшее одну из самых полноводных своих рек. Официальную церемонию прощания пришлось отложить на несколько часов. А люди всё шли, и не было им счёта.

Вместо эпилога
Могла ли она на долгие годы забыть о тренерской работе, чтобы пройти полный курс лечения, получить шанс на выздоровление, а затем вернуться и принести много пользы нашему спорту? Да, могла. Так же как и могла после завершения карьеры не становиться наставником, а посвятить себя дому и семье. Или сделать имя в спортивной журналистике. Наверное, тоже могла. Только это бы уже была не Людмила Пахомова. Она всю дорогу стремилась взять от жизни максимум, чтобы как в известной цитате, потом не было больно за прожитые годы. Ей это удалось — в памяти всех поклонников фигурного катания она останется недосягаемой звездой, изменившей саму суть танцев на льду. Но всё-таки безумно жаль, что эта звезда светила столь короткое время.

Комментариев нет:

Отправить комментарий